Главная > Развитие и воспитание ребенка > Обучение и развитие > Дислексия – что это такое, как проявляются все виды патологии, как их корректировать?

Дислексия – что это такое, как проявляются все виды патологии, как их корректировать?

дислексия что это такое

Если ребенок с трудом пишет и читает, не стоит сразу объяснять это ленью или недостаточным усердием. Существует патология под названием дислексия, из-за которой у детей возникают серьезные проблемы с учебой. Это хроническое состояние, остается и во взрослом возрасте. При правильном подходе его можно контролировать и корректировать.

Дислексия – что это такое, виды и признаки

Есть несколько вариантов определения рассматриваемой проблемы. В международном сообществе не только отсутствие нормальных навыков чтения включается в термин «дислексия», что это за болезнь объясняется как специфическая неспособность к обучению нейрологического происхождения. Она дополнительно включает следующие нарушения:

  • дисграфию (низкие навыки письма);
  • синдром дефицита внимания;
  • дизорфографию (проблемы с грамотностью);
  • патологии координации и моторики;
  • дискалькулию (неспособность к изучению счета, арифметики).

Семантическая дислексия

Указанный вид патологии встречается часто, он диагностируется преимущественно в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в школу. Семантическая дислексия – это механическое чтение. Она включает несколько специфических проблем при попытках овладеть данным навыком. Семантическая дислексия – что это такое:

  • технически правильное чтение;
  • неспособность объединить прочтенные слоги или буквы в целые слова;
  • отсутствие понимания текста, невозможность его пересказа;
  • неверное толкование прочтенного материала.

Мнестическая дислексия

Описываемый тип нейробиологического расстройства проявляется на этапе обучения чтению. Мнестическая дислексия – это трудности с усвоением букв. У таких детей наблюдается отсутствие связи между внешним обозначением символа и характерным для него звуком. Ребенок не может запомнить, как произносить буквы, которые он видит. Звуки путаются, меняется порядок их следования и воспроизведения даже в самых простых словах, до 3-5 символов.

Аграмматическая дислексия

Письменная речь детей, страдающих от представленного вида патологии, похожа на попытки иностранца разговаривать на малознакомом языке. Аграмматическая дислексия – что это такое:

  1. Неправильное согласование падежа, числа и рода в прилагательных и существительных – «книжка увлекательное», «дерево цветущие».
  2. Изменение окончаний – «под камнях», «у маме».
  3. Некорректное определение рода местоимений – «наш кошка», «такой улица».
  4. Неправильная форма времени и вида глаголов – «скажет» вместо «сказал», «слышит» вместо «слышал».
  5. Неверное не только чтение, но и написание – аграмматическая дислексия и дисграфия всегда сочетаются друг с другом.
  6. Изменение числа местоимений – «все» вместо «весь», «его» вместо «их».
  7. Некорректные окончания глаголов в 3-ем лице и прошедшем времени – «машина промчался», «это была спектакль».

Аграмматическая_дислексия

Фонематическая дислексия

Рассматриваемое нарушение существует в 2-х формах, зависящих от типа недоразвитых функций: восприятия и анализа. В первом случае фонематическая дислексия – это неспособность к чтению, которое проявляется такими особенностями:

  • путаница со звонкими и глухими звуками (з,ц-с, ж-ш);
  • замена букв, сходных по произношению (б-п, д-т).

Второй вид этой дислексии объясняется недоразвитостью функции фонематического анализа, что сопровождается следующими симптомами:

  • вставка гласных между согласными во время чтения («букава» – «буква»);
  • перестановка звуков («нога» – «онга»);
  • пропуск согласных («маска» – «мака»);
  • перестановка слогов («ромашка» – «марошка»).

Оптическая дислексия

Эта форма патологии связана с нарушением зрительного восприятия букв. Она объединяет такие виды дислексии как неспособность к чтению и корректному письму. Суть проблемы состоит в смешении или взаимной замене букв, похожих визуально. Оптическая дислексия – что это такое:

  • путаница в буквах, отличающихся дополнительными деталями (Л-Д, В-З);
  • замена букв, состоящих из идентичных элементов, но с разным расположением в пространстве (Т-Г, П-Н);
  • трудности с узнаванием и воспроизведением похожих букв.

Тактильная дислексия

Данный вид нейробиологического расстройства является специфическим видом болезни. Тактильная дислексия возникает у детей с нарушениями остроты зрения или слепотой. Эта проблема характеризуется сложностями с прочтением букв из азбуки Брайля. Ребенок путает тактильно похожие звуки, которые пишутся с использованием идентичного количества точек. Аналогично дети не могут корректно воспринимать буквы с зеркальным написанием. Часто неправильно читаются звуки, отличающиеся всего одной точкой.

Причины дислексии

Современные методы диагностики, магнитно-резонансная и позитронно-эмиссионная томография, показали, что в основе описываемого нарушения – нейробиологические факторы. За разные формы дислексии ответственна задняя часть средней левой височной извилины. У людей с указанной патологией она проявляет меньшую функциональную активность, чем в норме.

Причины_дислексии

Еще с 1917 года генетиками изучалась дислексия – что это, как такое заболевание связано с наследственностью. В 50-х было проведено масштабное исследование генеалогии детей с нейробиологическим нарушением. Результаты доказывают, что существует несколько генов, мутации которых вызывают дислексию. Степень наследуемости патологии составляет 40-70%.

Диагностика дислексии

Определить наличие представленного расстройства легко и по его специфическим признакам, неспособности освоить навыки письма и чтения, счета. Преодоление дислексии начинается только после профессионального подтверждения нейробиологического нарушения. Комплексная диагностика болезни включает:

  • выполнение тестов на уровень развития речи, навыков чтения, письма и арифметики, когнитивных способностей;
  • проверка слуха и зрения;
  • оценка восприятия устной речи;
  • выяснение правильности произношения;
  • определение способностей к запоминанию, концентрации внимания.

Дополнительно осуществляется психологическое исследование. Это необходимо для установления косвенных признаков дислексии, что включают такие проблемы:

  • раздражительность;
  • повышенная эмоциональность;
  • импульсивность;
  • неуклюжесть;
  • обостренные эстетические предпочтения;
  • нарушения двигательной координации;
  • чрезмерное чувство справедливости;
  • расстройства схемы тела;
  • нестабильное настроение.

Дислексия у ребенка – что делать?

Рассматриваемая проблема не является психическим заболеванием или отставанием в развитии. Ребенок может иметь выдающиеся способности в других сферах искусства или науки, поэтому лечение дислексии представляет собой коррекцию отдельных функций мозга. Изменить само восприятие речи или письма человеком, страдающим данным нейробиологическим расстройством, нельзя, но обучить его правильной интерпретации информации вполне реально.

Терапия подбирается индивидуально для каждого ребенка. Схема лечения зависит от формы патологии, ее выраженности и личностных особенностей человека. Комплекс мероприятий может включать такие пункты:

  • выполнение специальных упражнений под руководством логопеда;
  • работа с психотерапевтом;
  • прием фармакологических средств (подбирает и назначает только невропатолог);
  • соблюдение сбалансированной диеты;
  • поддержание оптимальной физической формы.

Дислексия – упражнения

Дислексия_упражнения

Разработано множество методик борьбы с описанной проблемой, некоторые из них можно практиковать не только с логопедом, но и дома.

Дислексия у младших школьников – коррекция, упражнения

  1. Читать слова (сначала короткие, позже – длинные) задом наперед.
  2. Медленно и тихо произносить чистоговорки. Например, «ра-ра-ра, начинается игра; ру-ру-ру, бью рукой по шару; ры-ры-ры, у меня в руках шары».
  3. Многократно читать один отрывок. Нужно предложить ребенку простой участок текста. Спустя 1 минуту чтения надо отметить, до какого слова он дошел. Сразу после этого ребенок снова читает тот же отрывок. Во второй раз он преодолеет больше текста. Повторить действие и похвалить ребенка. Не выполнять упражнение больше 3-х раз.
  4. Читать скороговорки – «бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку», «наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит», «каково волокно, таково и полотно» и другие.
  5. Выполнять парное чтение. Взрослые читает «про себя» приблизительно в темпе ребенка, и ведет пальцем по тексту. Ученик делает это вслух, подстраиваясь под скорость «указки».
  6. Читать слова с похожими фонетическими конструкциями – «арла-арча, арка-арца, арса-аржа, арта-арда».
  7. Произносить определенные звуки с максимальной четкостью, например, «взлетает самолет – у-у-у; поскакала лошадка – цок-цок-цок; муха летит – з-з-з; шипит змея – ш-ш-ш».

Есть и другие варианты гимнастики для коррекции дислексии. Необходимо проконсультироваться с логопедом и посмотреть, какие упражнения лучше подходят конкретному ребенку, подобрать индивидуальный комплекс занятий. Обучение следует выполнять постоянно и регулярно, при длительных перерывах мозг утрачивает обретенную способность к правильной интерпретации информации.

Профилактика дислексии

Нельзя предотвратить нейробиологические нарушения, особенно если они имеют генетическое происхождение. Дислексия у ребенка не поддается профилактике, можно только контролировать ее и помочь малышу научиться жить и получить образование с этим расстройством. Представленная патология – не приговор. Многие известные люди, например, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Уинстон Черчилль и другие, были дислексиками.