Главная > Развитие и воспитание ребенка > Обучение и развитие > Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Отправляя ребенка в школу, многие родители не знают, что успешное обучения в ней сильно зависит от уровня готовности первоклассника. Под этим общим понятием подразумевается не только наличие основных знаний, но и физический, и психологический аспекты развития. Это очень актуально именно в возрасте 6 лет, так как происходит формирование важных для обучения нововведений (смена ведущей деятельность, развитие волевых качеств).

Чтобы определить психологическую готовность ребенка к обучению в школе, следует знать ее составляющие и критерии оценивания.



Понятие «психологическая готовность к школе»

Уже давно доказано психологами, что поступать в школу лучше не только вовремя, но имея достаточный уровень готовности психики к процессу обучения.

Психологическая готовность – это общий показатель комплекса компонентов, необходимых для того, чтобы дошкольник мог обучаться в школе.

Для успешного усвоения ребенком в детском коллективе школьной программы, нужно, чтобы уровень его психологической готовности к школе попадал в зону ближайшего развития будущего первоклассника, то есть, если он не смог что-то сделать самостоятельно, то это должно получатся при помощи взрослого.

Если уровень развития дошкольника недостаточный, то это показатель того, что ребенок не сможет усвоить школьную программу, и ему следует: либо подрасти и поступать в школу через год, либо обучаться в специализированных учебных учреждениях (для «особых» учеников).

Психологическая готовность к школе каждого ребенка состоит из определенных составляющих компонентов, диагностика которых дает целостную картину уровня развития.

Структура психологической готовности к школе:

  • социально-психологическая – подразумевает развитие нравственности у детей и умения общаться;
  • личностная – это понимание и принятие того, что он - ученик, у которого есть определенные обязанности и права. Так же сюда входит желание учиться в школе и мотивация к обучению там. Например: фраза «Мне купят новый портфель» - не является мотивацией, а вот «Я узнаю много нового» - является;
  • интеллектуальная - это те знания и навыки, которые понадобятся ребенку для обучения. Огромное значение имеет кругозор и развитие таких процессов, как память и внимание;
  • эмоционально-волевая – умение ребенка делать то, что ему не очень хочется, т.е. заниматься, когда есть желание посмотреть мультик или поиграть, ставить цель перед собой и составлять план действия для ее реализации.

Определение психологической готовности к школе

Диагностикой данного аспекта развития будущих первоклассников занимается школьный практический психолог. Для этого, перед зачислением в школу, проводится психологическая диагностика, состоящая из нескольких методик, созданных для определения уровня каждого отдельного компонента.

Каждая психологическая диагностика имеет свои требования и критерии оценивания, но в результате дает оценку только одного компонента сферы развития ребенка. Общий уровень готовности к обучению в школе выводится путем нахождения среднего результата всех проведенных методик.

Выделяют такие уровни психологической готовности детей:

  • высокий;
  • достаточный или средний;
  • низкий (с которым не принимают в школу).

Формированием психологической готовности к обучению в школе нужно обязательно заниматься. Если ребенок посещает дошкольное учебное заведение (детский сад), то этим будут заниматься воспитатели, а если нет - то родители могут водить дошкольника на курсы подготовки при школе или в частные развивающие центры.