Социометрия для школьников

В любом коллективе существует разные отношения между его членами. Особенно хорошо это просматривается в рамках одного класса, где дети не просто общаются между собой, но и еще соперничают друг с другом. Это может выражаться на практически всех уроках, так как успешность и уровень знаний у каждого разный, поэтому возникают конфликты, обиды и ссоры. Чтобы выявлять и разрешать возможные проблемы в общении между одноклассниками школьный психолог, используя различные методики, составляет социометрию класса.

В статье вы узнаете: для чего и как правильно проводится социометрия, как вид изучения межличностных отношений в классе.

Правила проведения социометрии в классе:

  1. Этот вид психологического исследования можно проводить, начиная с начальных классов. У деток дошкольного возраста ее использовать нельзя, так как они очень впечатлительны и эмоциональны, поэтому их мнение меняется очень быстро.
  2. Группа, в которой планируется проводить опрос, должна взаимодействовать минимум полгода.
  3. В ней не имеют права участвовать дети, не входящие в постоянный состав коллектива.
  4. Не следует проводить в преддверии праздников или мероприятий, произойдет искажение данных.
  5. Человек, проводящий работу с детьми должен вызывать у них доверия, но не иметь никакого к ним отношения.

Цели проведения социометрии для детей

Социометрию в старших классах проводят для того, чтобы определить уровень сплоченности коллектива, выявить лидеров и отверженных. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог проводить необходимую воспитательную работу, знал, кому можно доверить руководство и контроль за остальными учащимися (старосту).

Для младших школьников проведение социометрии становится действительно информационным, начиная с 3-4 класса, когда приоритетом кроме учебной деятельности становится общение между сверстниками.

Методика проведения социометрии для школьников

Сбор информации

Для того чтобы создать целостную картину о классе необходимо перед проведением письменного опроса учащихся, нужно провести подготовительную работу по сбору информации. Для этого необходимо:

  • изучить документацию (классный журнал, личные дела);
  • провести беседы с учителями, работающими с этими детьми;
  • посетить уроки и внеклассные мероприятия, с целью наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей класса.

Опрос

Существует определенная технология, как нужно провести опрос в классе для социометрии, чтобы получить наиболее достоверные результаты. Она заключается в следующем:

  1. Проводится инструктаж, то есть объясняется, где и как писать.
  2. Каждому ребенку предлагается выбрать из класса следующих детей:
  • с которыми они предпочитают общаться;
  • тех, кого следует убрать.

В каждом варианте необходимо написать всего троих детей в порядке предпочтения (первым – самых любимых или нелюбимых, а потом – чуть менее значимые). Чтобы детям в начальных классах было понятно, кого писать в опросе социометрии, можно сформулировать вопрос так: «Кого ты пригласишь на свой день рождения?».

Анализ и расшифровка полученных данных

Чтобы разобраться в отношениях между учащимися класса, все данные заносятся в матрицу, которая представляет собой таблицу с фамилиями детей расположенными по вертикали и горизонтали.


В клетках напротив каждой фамилии обозначается выбор этого ребенка. Подсчет высказанных симпатий и антипатий, сделанных участниками исследования, помогает выделить среди детей лидеров (или звезд), предпочитаемых, принимаемых, непринятых и изгоев.
Для наглядности, по составленной психологом матрице рисуется социограмма, которая позволяет визуально представить взаимоотношения в классе.