Главная > Развитие и воспитание ребенка > Обучение и развитие > Экологическое воспитание школьников

Экологическое воспитание школьников

Приоритетная цель современного образования – личностное развитие ребенка. Полноценное становление личности невозможно без воспитания экологической культуры школьников.

Проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб, причем с каждым годом положение усугубляется. Во многом это объясняется отсутствием у большей части населения планеты осознанного отношения к природе, небрежным и недальновидным расходованием природных ресурсов. В последнее десятилетие разработаны специальные программы экологического воспитания школьников. Однако элементарное развитие экологического сознания должно начинаться с дошкольного периода, когда ребенок особенно чуток и восприимчив к окружающему миру, а его любознательность безгранична.

Экологическое воспитание младших школьников

В содержание экологического воспитания школьников – учащихся начальных классов входит становление осознанного отношения к природе. Знание является начальным компонентом экологической культуры, а отношение – итоговым продуктом. В начальной школе дети должны получить базовые знания о связях в природе, способствующие формированию экологической культуры. Основная цель педагога – развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, трудовой, исследовательской и творческой, используя при этом игровые приемы, чтобы поддержать интерес к экологии. Особую значимость имеют методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.

Формы экологического воспитания учащихся начальной школы многообразны:

  • рассказ педагога, беседы на экологическую тему с использованием фильмов, слайдов, художественной литературы и т.д.;
  • опытно-исследовательская работа, эксперимент;
  • викторины;
  • конкурсы разной направленности, например, на лучший плакат по охране природы, самую оригинальную поделку из природного материала, наиболее интересный рассказ о домашнем питомце и пр.;
  • организация экологической тропы и наблюдения на ней;
  • ведение календарей наблюдений;
  • проектная деятельность;
  • тематические уроки, экологические праздники («Праздник русской березки», «Лесной карнавал» и т.д.);
  • трудовые десанты.

Экологическое воспитание старших школьников

При организации нравственно-экологического воспитания школьников – учащихся среднего звена и старших классов учитывается необходимость расширения горизонтов объективного познания мира, общества людей и себя как личности; выработки собственного отношения к жизненным реалиям и помощи в определении собственного места в обществе и жизненных приоритетов. Педагогам, работающим со старшеклассниками, следует учитывать активность их мышления, желание логически упорядочить и систематизировать учебный материал, стремление к поиску универсальных закономерностей и самостоятельному нахождению способов действия и решения проблем.

Необходимо обеспечивать интерактивный характер мероприятий по экологическому воспитанию школьников. Это могут быть творческие конкурсы, викторины, олимпиады, ток-шоу по типу популярных телевизионных передач, спектакли на экологическую тематику. Особую значимость приобретает работа на экологической тропе. Учащиеся старших классов могут принимать активное участие в ее устройстве или преобразовании. По силам подросткам устроить метео-площадку или лабораторию на открытом воздухе. Экспериментально-опытная работа становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Ребята могут работать не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах и пр.

Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, прекрасно систематизируют свои знания и наблюдения, оформляя результаты работы в виде докладов, статей, фото- и видеоотчетов. Представить свою деятельность в сфере экологии они могут на специализированных сайтах, в журналах; на городских, областных и всероссийских конкурсах. Для некоторых детей такая работа является залогом выбора профессии и продвижения в данном направлении.