Родители школьников нередко жалуются, что дети не садятся за домашнее задание без напоминания или отказываются выполнять его без присутствия мамы или папы рядом. В таких ситуациях важно не спешить с наказанием, а сначала попытаться выяснить причину проблемы, изучить корректные способы, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Подготовка домашнего задания играет важнейшую роль в психологическом развитии и воспитании детей, ведь она прививает им чувство ответственности, личностной целостности и автономности.
Почему ребенок не делает уроки самостоятельно?
Каждый человек сугубо индивидуален, и не важно, сколько ему лет, 7 или 17. Поэтому и причин, по которым школьники не желают выполнять домашние задания, очень много. Следует учитывать не только личные особенности малыша, его характер и эмоциональный склад, но и внешние обстоятельства, степень дополнительной загруженности, количество обязанностей по дому.
Основные факторы, из-за которых ребенок не хочет самостоятельно делать уроки:
- страх неудачи или не оправдать ожидания;
- непонимание материала;
- желание привлечь внимание родителей;
- высокая тревожность;
- синдром дефицита внимания;
- гиперактивность.
В 3-х первых случаях с проблемой можно справиться самостоятельно. Остальные ситуации требуют профессиональной помощи, необходимо обратиться к детскому психотерапевту и невропатологу.
Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?
После выяснения причины нежелания или неспособности выполнять домашние задания, следует помочь школьнику обрести уверенность в своих силах и привить ему чувство ответственности. Это можно сделать следующим образом:
- Составить график. Необходимо вместе с ребенком разработать режим, даже изобразить его наглядно, как расписание, согласно которому после школы и дополнительных секций он пообедает, немного отдохнет (около 1-1,5 часов) и сядет за уроки. Желательно, чтобы время для начала выполнения домашних заданий всегда было одинаковым.
- Оборудовать рабочее место. Школьнику должно быть максимально удобно сидеть, читать и писать. Дополнительно можно предложить ребенку организовать учебные материалы: с одной стороны стола заранее складывать учебники и тетради, с помощью которых он будет делать уроки, на другую перемещать уже выполненные задания.
- Обозначить сферы ответственности. Необходимо четко объяснить малышу, что успехи и неудачи в школе являются последствием исключительно его решений и действий. Учеба нужна не маме и не папе, а ребенку, так как она определяет степень его интеллектуального развития и будущие возможности. Нелишним будет рассказать, каковы перспективы при различных вариантах успеваемости.
- Ослабить контроль и снизить планку требований. Любой человек, даже взрослый, допускает ошибки, поэтому не нужно каждый раз ругать или одергивать школьника из-за помарок или эпизодов невнимательности. Лучше позволить ребенку закончить работу и предложить ее перепроверить. Если он не найдет ошибку самостоятельно, мягко указать на нее, но одновременно похвалить за труд.
- Уделять достаточно внимания. Конечно, не стоит все время «сидеть над душой» или «разжевывать» малышу задания, делать
уроки за него. Просто необходимо всегда откликаться на просьбу о помощи, не забывать хвалить школьника и поощрять стремиться к большему.
При этом важно помнить – как бы вы ни старались заставить ребенка делать уроки самостоятельно, нельзя прибегать к «дрессуре». Поощрения только в виде искренней похвалы являются правильным подходом. Не стоит покупать дорогие подарки или выдавать деньги за выполненные домашние задания.