Одним из существенных признаков формирования личности у ребенка является овладение речевыми навыками. Оно происходит в несколько этапов и его успех напрямую зависит от внимательности и заинтересованности родителей.
Наиболее интенсивно и продуктивно осуществляется развитие речи у детей 3-4 лет. Именно в этом возрасте малыш уже способен формулировать свои мысли понятно для окружающих, высказывать собственное оценочное мнение, строить предложения.
Особенности развития речи детей 3-4-х лет
Несмотря на стремительное прогрессирование интеллектуальных возможностей ребенка в рассматриваемом возрасте, не следует ожидать от него взрослых и грамматически правильных формулировок. Важно помнить о некоторых ошибках и речевых нюансах, свойственных малышам 3-4-х лет:
- некорректное использование слов в контексте фразы;
- опускание части звуков или окончаний в труднопроизносимых словах;
- переставленные местами слоги;
- неправильный порядок букв в длинных словах;
- грамматические ошибки при разговоре;
- утрата сути услышанной истории или сказки.
При этом кроха может отвечать на поставленные вопросы несколькими простыми предложениями, описывать предметы, их свойства. Некоторые дети даже придумывают собственные слова и подбирают к ним созвучные рифмы.
Динамика развития речи ребенка 3-4-х лет
Описываемый возраст характеризуется наиболее интенсивной интеллектуальной деятельностью, информация воспринимается и усваивается максимально хорошо и быстро, малыш моментально запоминает много новых слов.
Согласно нормам развития речи детей 3-4-х лет ребенок должен уметь следующее:
- Формировать простые, из 2-4 слов, предложения. Постепенно их длину необходимо увеличивать до 5-6 слов.
- Знать и четко произносить свое имя, фамилию и адрес. Называть по имени родителей.
- Управлять громкостью и силой голоса, понимая, что означает «тихо» и «громко».
- Относить предметы к определенным группам – игрушки, посуда, одежда, мебель.
- Подробно описывать увиденное или представленное, например, рассказывать о прогулке в парке.
- Дословно повторять за взрослыми песенки и детские стишки. Знать несколько рифмующихся строчек.
- Называть по 1-2 признаку каждого объекта – цвет, величину, структуру (мягкий или жесткий).
- Указывать характерные действия, издаваемые звуки для разных животных, говорить, чем занимается человек определенной профессии.
- Четко и понятно формулировать свои желания и потребности, обосновывая их и подкрепляя аргументами.
- Понимать и описывать причинно-следственную связь и последовательность действий, необходимых для достижения цели.
Занятия для развития речи малыша в 3-4 года
Самое простое и одновременно очень важное, что могут сделать родители для улучшения речевых способностей малютки – ежедневно с ним разговаривать. Нужно задавать ребенку короткие и понятные ему вопросы: «С кем и с чем сегодня играл? Что кушал? Где был? Что увидел?» Нельзя перебивать кроху во время рассказа или смеяться над ним, следует внимательно и заинтересованно слушать маленького собеседника.
Также логопеды советуют играть с ребенком:
- «Что он делает?» Этот вопрос можно задать малышу по отношению к кому угодно, пусть кроха перечислит основные действия котика или собачки, повара и строителя.
- «Наоборот.» Игра заключается в подборе антонимов к простым словам: холодно – горячо, сухо – мокро.
- «Назови одним словом.» Надо показать ребенку несколько предметов одной категории, например, тарелку, кастрюлю и сковороду. Малютка должен сказать, как можно все эти вещи обобщить, в данном случае – посуда.
- «Детеныши.» Следует спросить кроху, как правильно назвать сыночка слона, кошки, собаки. Пусть скажет, как будут звучать эти слова, если детенышей много.
- «Что это, и какое оно?» Указывая на разные предметы, попросите ребенка назвать их и качественно описать.
Важно помнить, что малышу интересно именно играть. Атмосфера должна быть непринужденной и веселой, а не как на уроке.