Развитие речи у детей 3-4 лет

развитие речи у детей 3 4 лет

Одним из существенных признаков формирования личности у ребенка является овладение речевыми навыками. Оно происходит в несколько этапов и его успех напрямую зависит от внимательности и заинтересованности родителей.

Наиболее интенсивно и продуктивно осуществляется развитие речи у детей 3-4 лет. Именно в этом возрасте малыш уже способен формулировать свои мысли понятно для окружающих, высказывать собственное оценочное мнение, строить предложения.

Особенности развития речи детей 3-4-х лет

Несмотря на стремительное прогрессирование интеллектуальных возможностей ребенка в рассматриваемом возрасте, не следует ожидать от него взрослых и грамматически правильных формулировок. Важно помнить о некоторых ошибках и речевых нюансах, свойственных малышам 3-4-х лет:

  • некорректное использование слов в контексте фразы;
  • опускание части звуков или окончаний в труднопроизносимых словах;
  • переставленные местами слоги;
  • неправильный порядок букв в длинных словах;
  • грамматические ошибки при разговоре;
  • утрата сути услышанной истории или сказки.

При этом кроха может отвечать на поставленные вопросы несколькими простыми предложениями, описывать предметы, их свойства. Некоторые дети даже придумывают собственные слова и подбирают к ним созвучные рифмы.

Динамика развития речи ребенка 3-4-х лет

Описываемый возраст характеризуется наиболее интенсивной интеллектуальной деятельностью, информация воспринимается и усваивается максимально хорошо и быстро, малыш моментально запоминает много новых слов.

Согласно нормам развития речи детей 3-4-х лет ребенок должен уметь следующее:

  1. Формировать простые, из 2-4 слов, предложения. Постепенно их длину необходимо увеличивать до 5-6 слов.
  2. Знать и четко произносить свое имя, фамилию и адрес. Называть по имени родителей.
  3. Управлять громкостью и силой голоса, понимая, что означает «тихо» и «громко».
  4. Относить предметы к определенным группам – игрушки, посуда, одежда, мебель.
  5. Подробно описывать увиденное или представленное, например, рассказывать о прогулке в парке.
  6. Дословно повторять за взрослыми песенки и детские стишки. Знать несколько рифмующихся строчек.
  7. Называть по 1-2 признаку каждого объекта – цвет, величину, структуру (мягкий или жесткий).
  8. Указывать характерные действия, издаваемые звуки для разных животных, говорить, чем занимается человек определенной профессии.
  9. Четко и понятно формулировать свои желания и потребности, обосновывая их и подкрепляя аргументами.
  10. Понимать и описывать причинно-следственную связь и последовательность действий, необходимых для достижения цели.

Занятия для развития речи малыша в 3-4 года

Самое простое и одновременно очень важное, что могут сделать родители для улучшения речевых способностей малютки – ежедневно с ним разговаривать. Нужно задавать ребенку короткие и понятные ему вопросы: «С кем и с чем сегодня играл? Что кушал? Где был? Что увидел?» Нельзя перебивать кроху во время рассказа или смеяться над ним, следует внимательно и заинтересованно слушать маленького собеседника.

Также логопеды советуют играть с ребенком:

  1. «Что он делает?» Этот вопрос можно задать малышу по отношению к кому угодно, пусть кроха перечислит основные действия котика или собачки, повара и строителя.
  2. «Наоборот.» Игра заключается в подборе антонимов к простым словам: холодно – горячо, сухо – мокро.
  3. «Назови одним словом.» Надо показать ребенку несколько предметов одной категории, например, тарелку, кастрюлю и сковороду. Малютка должен сказать, как можно все эти вещи обобщить, в данном случае – посуда.
  4. развитие речи 3 4 года

  5. «Детеныши.» Следует спросить кроху, как правильно назвать сыночка слона, кошки, собаки. Пусть скажет, как будут звучать эти слова, если детенышей много.
  6. «Что это, и какое оно?» Указывая на разные предметы, попросите ребенка назвать их и качественно описать.

Важно помнить, что малышу интересно именно играть. Атмосфера должна быть непринужденной и веселой, а не как на уроке.