Что должен уметь ребенок в год?

Для родителей, воспитывающих маленьких детей, информация о том, что должен уметь ребенок в год, очень важна для того, чтобы сверить уровень развития собственного малыша с возрастной нормой и при необходимости обратить особое внимание на западающие критерии. Навыки и умения ребенка должны формироваться последовательно и своевременно, чтобы он рос успешным, и в дальнейшем мог благополучно адаптироваться в социальной среде.

Двигательные навыки у ребенка в год

К году все дети делают свои первые шаги, а некоторые малыши довольно уверенно ходят и даже бегают. От родителей требуется обеспечить безопасность пространства, где ребенок передвигается самостоятельно, убрав лишние и потенциально опасные предметы. В год кроха уже хорошо сидит без опоры на спинку и ручки, ползает на четвереньках, дотягивается до нужного ему предмета. Он с желанием толкает предметы, прокатывает мяч и шарики, пытается ловить и бросать мячик.

Отдельного внимания требует развитие навыков мелкой моторики у годовалого ребенка. В этом возрасте малыш должен уметь вставлять маленькую емкость в большую, хорошо брать предметы указательным и большим пальцами, ставить один предмет на другой (например, кубик на кубик), нанизывать крупные кольца на стержень. Кроме того, ребенок в год берет в руки карандаш и пытается рисовать им на бумаге.

Навыки самообслуживания у ребенка

Довольно трудная, но очень актуальная задача для родителей годовасика, - приучить малыша к горшку, научить сообщать о своем желании оправиться. Безусловно, необходимый предмет гигиены желательно приобрести заранее, и взрослые должны объяснять ребенку, что он останется сухим, если вовремя попросится на горшок, побуждать его своевременно оправляться, поощрять в случае успешного результата. Терпеливое отношение к процессу приучения к горшку и сведение к минимуму применения памперсов в скором времени дает положительный результат. Воспитание гигиенических навыков у детей включает обучение мытью ручек, умыванию лица, пользованию полотенцем. Малыш пытается надеть одежку, сандалики или стягивает с себя предметы одежды. Движения маленького человечка пока неловкие, и результат сомнителен, но при постоянном повторении, его движения будут все более точными и аккуратными.

В годовалом возрасте малыш может сам держать стакан и пить из него, пробует брать ложку и захватывать густую и полужидкую пищу, доносить ее до рта. Конечно, все получается не сразу, еда может быть опрокинута, а вода разлита на одежду. Не следует выражать недовольство по данному поводу или полностью самому кормить ребенка. Гораздо важнее обеспечить безопасность маленького, выбирая небьющуюся посуду, организуя удобное место для принятия пищи, чтобы легко было убрать последствия самостоятельной трапезы. Инициативу малыша быть самостоятельным необходимо поддерживать, но после того, как он поковыряется в тарелке сам, обязательно докормить его, чтобы ребенок не остался голодным.

Развитие коммуникативных навыков у детей в 1 год

Для годовалого малыша очень привлекательна совместная деятельность с взрослым, он начинает проявлять явный интерес к другим детям, поэтому особую актуальность приобретает освоение речи. Значительно возрастает запас понимаемых им слов. Карапуз с желанием находит названные предметы: игрушки, одежду, животных на картинках. У него формируется активная речь. В год ребенок должен уметь произносить от 8 до 12 слов. Важное новообразование – умение обобщать. Например, собачка – это уже не конкретная игрушка или животное, живущее во дворе, а любая собака. Малыши в 1 год чутки к интонации речи, реагируют не только на слова, но и на тон взрослого, и, подражая родителям, сами меняют интонацию.

Возраст 1 год является наиболее благоприятным для развития двигательных, речевых навыков и формирования самостоятельности. Родителям необходимо разумно использовать природный потенциал.