Главная > Развитие и воспитание ребенка > Обучение и развитие > Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

адаптация первоклассников к школе

Не все родители будущих школьников осознают, какие трудности адаптации первоклассников к школе ожидают и их, и чад. Перечислить все невозможно, ведь адаптация первоклассников к школе у каждого отдельного ребенка проходит в индивидуальном порядке. Детский сад с его размеренным режимом игр, прогулок, дневным сном и занятиями остается в прошлом, а будущего школьника ждет работа в новом режиме, которая требует усидчивости, внимания, терпения и времени.

Период адаптации первоклассников к новым условиям длится от нескольких недель до пяти-шести месяцев. Его продолжительность зависит от таких немаловажных факторов, как индивидуальные особенности чада, тип учебного заведения, уровень сложности учебных программ, качество дошкольной подготовки и, конечно же, поддержка родителей.

Готовность к школе

Психологическая и физиологическая адаптация первоклассников пройдет успешнее, если уже в первые дни посещения школы вы заметите, что ребенок с удовольствием собирается на занятия, осознает, что ходит он туда за новыми знаниями, не утомляется быстро, проявляет интерес к программе, способен самостоятельно складывать портфель, переодеваться. Очень показательным в этом плане является его ответ на вопрос о том, не хочет ли он вернуться в детских сад. Если ребенок отвечает «нет», значит, процесс адаптации проходит успешно.

Даже в том случае, если новые требования не всегда воспринимаются ребенком с энтузиазмом, не стоит паниковать. Особенности адаптации первоклассников к школе таковы, что периодические жалобы на усталость, головную боль, нарушения сна и аппетита считаются нормой. Организм привыкает к нагрузкам постепенно, поэтому в первые месяцы стрессы у первоклашки не исключены.

Условно детей разделяют на три группы, ориентируясь на степень их адаптированности к школе.

  1. В первую группу включают детей, которые достаточно быстро привыкают к новым «правилам игры». Они быстро обзаводятся друзьями, без особого труда справляются со школьной программой, находят общий язык с учителем, соблюдают правила поведения. Обычно через два-три месяца такие дети полностью вливаются в школьную жизнь.
  2. Во вторую группу включают школьников, которые не сразу вступают в контакт с одноклассниками и учителем. Они могут на уроках развлекаться принесенными из дома игрушками, игнорировать замечания педагога, капризничать и даже плакать, если не получается выполнить поставленную задачу. Только через пять-шесть месяцев они привыкают к новому режиму. Таких детей – большинство.
  3. Третья группа – школьники, которым адаптация дается с большим трудом. Такие первоклассники демонстрируют негативное поведение, отличаются частыми проявлениями отрицательных эмоций, не могут усвоить учебную программу. В каждом классе найдутся два-три ребенка, на которых учитель будет жаловаться. Это и есть те самые первоклашки и третьей группы.

Как помочь первокласснику?

Родителям, которые сталкиваются с хронической неуспеваемостью, негативистской демонстративностью, уходом от деятельности, вербализмом, проявлениями лени и избалованностью, стоит учесть следующие рекомендации по адаптации первоклассников. Во-первых, ребенок всегда должен ощущать поддержку родных. Нельзя сравнивать его с другими детьми, ориентируясь на их достижения. За улучшение собственных результатов первоклассника надо хвалить, а за промахи – не ругать, а указывать на них, объясняя причины неудачи. период адаптации первоклассниковПодбирайте время для общения с ребенком на тему школы в такие моменты, когда он открыт, доброжелателен и готов к диалогу.
Программа адаптации первоклассников включает и физиологический аспект. Организуйте рабочий день школьника так, чтобы периоды работы чередовались с отдыхом. Для первоклассника отдых – это не только сон. Активные игры, прогулка на улице или посещение спортивного кружка позволяют снять напряжение.

И главное, настройте себя на позитив. Пройдет немного времени, и ребенок адаптируется к школе, будет получать от учебы удовольствие и радоваться новым достижениям.