Главная > Детское здоровье > Безопасность ребенка > Суицидальное поведение подростков

Суицидальное поведение подростков

суицидальное поведение подростков

Суицидом называют осознанное лишение собственной жизни. К сожалению, это явление достаточно распространено среди наших школьников. Чаще всего встречается так называемое суицидальное поведение подростков. Проблема эта стоит довольно остро, а потому крайне важно обратить внимание не только родителей и школы, но и всего общества.

Суицидальное поведение детей - виды и причины

Вообще суицидальным поведением считают поведение, которое кроме самого суицида включает в себя попытки, проявления (мысли, намеки, высказывания) покушения на собственную жизнь. В целом суицидальное поведение подростков отличается от такого поведения у взрослых. Специалисты, говоря о причинах суицидального поведения детей, чаще всего указывают социально-психологическую дезадаптацию. К ней, как правило, приводят нарушения общения с окружающими людьми: конфликты с родителями, учителями, сверстниками, трудности в романтических отношениях, а также возникающие из-за них психотравмирующие факторы. Чаще всего суицид – это некий крик души, попытка привлечь к себе внимание. Таким образом, среди видов суицидального поведения для подростков в большей степени характерен демонстративный суицид, как средство донесения до окружающих своего внутреннего состояния. В отличие от истинного суицида, когда человек не видит смысла в жизни, суицидально настроенные подростки в большинстве случаев не желали смерти на самом деле, а только старались обратить на себя внимание. Но при истинном или аффективном суициде к лишению жизни ребенка могут приводить чувства собственной незначимости, изоляции, беспомощности, безнадежности.

Психология суицидального поведения подростков

Особенности суицидального поведения подростков обусловлены возрастными факторами. Известно, что психологические реакции подростка отличаются незрелостью и неустойчивостью. Именно поэтому дети так уязвимы к недоброжелательному отношению, критике, тяжело переживают душевную боль. В большинстве случаев суицидент - это впечатлительный подросток, обладающий низкой самооценкой, склонный к самообвинению и самобичеванию. Нередко состояние ребенка усугубляется некоторыми факторами риска суицидального поведения. К ним относятся:

  • употребление спиртных напитков или наркотических веществ;
  • переживание тяжелых стрессовых ситуаций (например, потеря близкого человека);
  • неблагоприятная и конфликтная обстановка в семье;
  • попытки самоубийства в прошлом;
  • различные психологические расстройства (депрессия, неврологические заболевания, неустойчивые реакции и т.д.)

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Возрастающая статистика самоубийства среди подростков должна усилить внимание как родителей, так и педагогов в школе. Предупредить трагедию можно, во-первых, благодаря знанию признаков суицидального поведения. Это могут быть:

  • заявления ребенка о невозможности или нежелании жить;
  • потеря аппетита и сна, жалобы на физическое недомогание, усталость;
  • беспокойство, раздражительность, частая перемена настроения;
  • отдаление от друзей и семьи;
  • неряшливость во внешности;
  • ухудшение учебы.

Учитель или родитель, заподозривший суицидальные настроения подростка, должен всерьез оценить обстановку и предложить один из самых главных способов преодоления суицидального поведения – помочь преодолеть психологический кризис. Ребенка необходимо аккуратно расспросить о самочувствии и предложить свою посильную помощь. Важно внимательно и неравнодушно выслушать подростка и рассказать ему о последствиях самоубийства, которое ведет к признаки суицидального поведенияболи и горю близких людей. Если дело обстоит серьезно, и у вашего собеседника даже имеется конкретный план, лучше поручить ребенка психологу. Он проведет диагностику суицидального поведения подростков, например, по опроснику Г. Айзенка, который позволяет оценить уровень тревожности.

Что касается профилактики суицидального поведения в школе, то тут все во многом зависит от учителя. Его поведение с учащимися должно быть таким, чтобы самооценка школьников ни в коем случае не понижалась. Важно вовремя заподозрить признаки суицидального поведения и предотвратить несчастье.