Ребенок не хочет учиться

Рано или поздно любой школьник своими поступками или даже прямым текстом заявляет родителям о том, что учиться ему не хочется. Как быть в такой ситуации? Вариантов не так уж много: метод кнута или пряника. Какой из них эффективнее, если ребенок не хочет учиться? Можно ли справиться с этой проблемой самостоятельно или необходима помощь педагогов, психологов? Вопросов – десятки! Попробуем разобраться.

Шаг первый: поиск причины

Если ребенок плохо учится в школе, не слушает и не слышит учителя, не выполняет домашние задания, не умеет систематизировать учебный материал, то решить эти проблемы совместными усилиями самого школьника, его родителей и педагогов можно. Реальная проблема – это отсутствие желания у ребенка менять что-либо в сложившейся ситуации. А просто так это не происходит. Задача родителей – выяснить причину этого нежелания. Многие полагают, что ситуация может быть изменена словно по мановению волшебной палочки: надо только «не лениться!», «захотеть!», «взяться!». Да и педагоги зачастую эту позицию разделяют. А вот психологи с ними не согласны.

Первое, что необходимо делать, когда ребенок плохо учится, это проанализировать внешние факторы. Обеспечен ли школьник всем необходимым для нормальной учебы? Речь идет о личной зоне школьника в доме, наличии учебного материала, школьной формы, рюкзака. Конечно, можно утверждать, что это все – мелочи, кто хочет, тот будет учиться в любых условиях. Но современные школьники рассуждают иначе, и если вы хотите найти компромисс, то считаться с их мнением просто необходимо!

Еще одна причина того, почему дети не хотят учиться, состоит в чрезмерных нагрузках. Современная программа обучения достаточно сложная, а родительские амбиции иногда зашкаливают. Уроки в школе, курсы иностранного языка, музыкальная школа, спортивная секция, танцы – приходя домой ближе к вечеру, ребенок настолько уставший, что даже ужинать отказывается. А ведь еще домашнее задание надо сделать! Неудивительно, почему дети не хотят учиться – они не хотят вообще ничего!

Отношения с одноклассниками – еще одна вероятная причина того, почему ребенок плохо учится. Психологическое давление, издевки и даже физическое насилие не могут не отразиться на успеваемости и желании посещать школу, узнавать что-то новое.

Шаг второй: решение проблемы

Если ребенок не хочет учиться читать, писать, анализировать информацию, выделять суть, у родителей остается не так уж много вариантов решения этой проблемы. Первый метод можно назвать творческо-директивным. Школьника необходимо заставить учиться, но таким образом, чтобы он сам этого захотел. Используя систему поощрение-наказание, можно добиться неплохих результатов. Хочешь новый планшет – принеси табель с хорошими отметками.

Вариант второй – смена обстановки. Возможно, причиной «нехотения» является конкретный учитель, определенная группа одноклассников или особенности учебной программы в школе. Если родители действительно заинтересованы качественным образованием своего ребенка, то их задачей является поиск подходящей формы его получения. Когда вы найдете ту самую школу, того самого учителя, то интерес к получению знаний у ребенка не заставит себя ждать.

Вариант третий – экспериментальный. Ребенок – это личность, а не объект родительских амбиций. На школьном образовании жизнь не заканчивается. Возможно, именно ваш ребенок и является тем самым Эйнштейном, который раскроет свой потенциал в институте, в профессии. Он сам решит, что для него важнее – химия галогенов, квадратные неравенства или синтаксические правила, но позже. И этот вариант нельзя путать с «пустить на самотек», но готовы ли вы рисковать? Решать вам!