Фонематический слух является важнейшей частью восприятия речи. Попросту говоря, это способность человека правильно услышать и узнать звуки. Развитие фонематического слуха у детей и дошкольников гарантирует успех не только в обучении чтению, но и письму. Нарушение фонематического слуха может привести к тому, что ребенок не сможет соотнести звук с буквой, спутает звуки и тем самым не поймет смысла того, что было сказано. В дальнейшем это может повлиять и на произношение. Развитие фонематического слуха ребенка – это обязанность родителей. Существуют различные задания для развития фонетического слуха. Например:
«Заверши строчку»
У него есть восемь ножек,
Кто же это? (Осьминожек)
Царь зверей, всегда свиреп
Это наш красавец (лев).
«Угадай звук». Попросите ребенка похлопать в ладоши тогда, когда он услышит загаданный звук из ряда звуков. Например, вы загадываете звук «З» и произносите ряд звуков Л, М, О, Р, З, С.
«Скажи, как делает?». Попросите ребенка произнести те звуки, которые производят животные, машина, поезд, пароход.
Для повышения интереса у ребенка используйте игры на развитие фонематического слуха:
«Заколдованные слова». Назовите ряд слов, и специально неправильно произнесите некоторые из них. Попросите ребенка определить неправильное слово и исправить его.
«Звуки поссорились». Разбейте слово на звуки и попросите ребенка помирить их, собрав в одно слово (Р-И-С - РИС).
Очень важно регулярно выполнять такие упражнения для развития фонематического слуха у детей.
Выделяют следующие этапы формирования фонематического слуха:
- Научить ребенка узнавать не связанные с речью звуки.
- Научить ребенка различать звуки согласно высоте, силе и тембру.
- Научить ребенка различать слова с близкими звуками.
- Научить ребенка различать слоги.
- Научить ребенка различать фонемы (звуки).
Существует мнение, что развивать ребенку фонематический слух вредно. Это действительно так, если взрослые сами не понимают разницы между звуком и фонемой. При обучении родителям важно правильно произносить все слова, четко выговаривая звуки, чтобы ребенок понял, что родители хотят от него услышать. Слишком детальное соотнесение каждой буквы с фонемой и различным оттенком звука ребенка может просто запутать. Если он еще не знаком с правилами чтения, то обучиться становится намного труднее. Иногда это может привести к легастении – психическому заболеванию, которое выражается в том, что у детей с нормально развитыми интеллектуальными способностями возникают проблемы в обучении чтению и письму.